Обслуживанием многоквартирных домов занимаются управляющие компании. Они следят за технически исправной работой лифтов, занимаются текущим ремонтом, облагораживают территорию, решают проблемы жильцов, нанимают сотрудников, следящих за чистотой и порядком на территории общего назначения. В своей работе они руководствуются Жилищным кодексом РФ.
Задачи управляющей компании
УК имеет две основных задачи: обслуживание дом и взаимодействие с провайдерами других услуг. В первом случае оплата за все расходы ложится на плечи жильцов. В квитанции этот пункт обозначен фразой, похожей на «содержание и ремонт жилья». В процессе компания:
- ремонтирует и обслуживает лестницы, иные зоны общего пользования;
- следит за своевременной подачей тепла, организацией подачи горячей и холодной воды, электричества;
- решает вопросы по обеспечению пожарной безопасности;
- вывозит мусор;
- содержит штат сантехников, электриков, уборщиц.
К обслуживанию здания привлекают и другие предприятия. Администрация следит, чтобы все своевременно производили оплату услуг, предупреждает собственников о внештатных ситуациях и авариях, контролирует счетчики.
Если решаете узнать, как открыть управляющую компанию, нужно заранее продумать схему взаимодействия с обслуживающими предприятиями, составить план работы и определиться с основными целями.
Проверка УК
Все управляющие компании размещают актуальные данные на своих официальных интернет-страницах. По запросу любого собственника они обязаны предоставить отдельные сведения. Например, проанализировать, не по завышенным ли тарифам происходит формирование платежек, насколько качественно выполняют свою работу другие сотрудники. Можно попросить отчет за год или о планах.
Тарифы и отчеты обычно есть на официальном сайте. Если возникла необходимость получить уточняющую информацию, подавайте заявление в двух экземплярах. Один из них со штампом секретаря остается у вас.
Жалобы на действие или бездействие УК
Собственники сами выбирают способ управления домом. Если выбранный вариант не обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, то можно предпринять соответствующие меры. Жалобы на управляющую организацию можно подать в разные службы. Иногда целесообразно написать ее руководителю, если проблему можно решить на этом уровне. В жалобе указывают фактические обстоятельства. Образец обычно есть на стенде.
Иногда сведения о неквалифицированной работе сотрудников УК подают в органы жилищного надзора, Роспотребнадзор или муниципального, жилищного контроля. В письменной жалобе указываете наименование организации, сведения об ответственном лице, свои данные, адрес для получения ответа. При необходимости приложите к письменному обращению документы или их копии.
Обычно сначала жалоба подается в управляющую компанию. Если решения проблемы не происходит, можно продолжать действовать дальше. Письменные обращения, поступившие в государственный орган, рассматриваются за 30 дней со дня регистрации. По итогам рассмотрения принимают меры по устранению нарушений. Пожаловаться можно в прокуратуру и в суд.
Контроль над деятельностью УК
Контроль осуществляется:
- за тарифами;
- качеством работы;
- соблюдением нормативов.
Обязательно проверяющие органы следят за наличием лицензии. Выдачей этих документов занимается Госжилнадзор. В ходе проверок инспекция ищет нарушения. Если этого не происходит, то лицензию отзывают. Следят за тарифами Федеральная антимонопольная служба и местный комитет по тарифам или министерство энергетики. За качеством предоставляемых услуг наблюдает Роспотребнадзор.