Земли запаса – это юридическое определение территорий, не имеющих целевого назначения, находящихся в резерве.
Данные участки могут находиться в любой части страны, в которой их никто не приобрел и не задействовал. Не малое количество таких земель в малозаселенных и не освоенных областях Сибири и Дальнего Востока. Качество почв земель запаса различно.
При правильном расчете перспектив развития описываемых областей они становятся прибыльным инвестиционным объектом. Увеличение площади городов приводит к возрастанию их цены.
ВНИМАНИЕ! В земли запаса осуществляется перевод загрязненных и подвергшихся радиоактивному заражению участков, а также земель по каким-то причинам не пригодных для применения в сельском хозяйстве.
Отсутствие документальных сведений об отнесении территории к какой-либо категории, значит, что участок относится к запасной категории.
Законодательство
Земли запаса являются государственной или муниципальной собственностью. Они не принадлежат ни юридическим, ни физическим лицам. В соответствии с действующим законодательством для использования участков им необходимо присвоить категорию.
К примеру, земля пригодная для использования в сельском хозяйстве или в промышленности. Если участок не относится ни к одной из категорий, не имеет зарегистрированного владельца и является пустующим, то он переводится в резерв и определяется как земля запаса.
Данные территории могут быть в различном состоянии. Разрабатываются программы по их очищению и улучшению. Ответственность по развитию местности распределяется между государством и региональными органами.
Градостроительный регламент на данный тип территории не распространяется. Разрешается их перевод в любую категорию для дальнейшего целевого использования.
Право собственности на землю может быть приобретено после определения категории местности. Зачастую земли запаса могут использоваться для разработки земных недр и как охотничьи угодья.
Изменение категории земель
Способ изменения категории нормирован законом и описан нормативными документами. Согласно которым существует определенный порядок действий:
- Определение органа, решающего вопрос о целевом изменении использования участка.
- Подготовка ходатайства и сбор документов.
- Оформление права собственности, учитывающее основное целевое назначение территории.
Законодательство часто изменялось, из-за чего возникает путаница и недостаток данных. При нехватке кадастровых данных их берут из документов, удостоверяющих право собственности. Вопрос о категории участка инициируется владельцами, а решение о присвоении категории принимают органы власти.
Если необходимых сведений не дает акт на землю, свидетельство и кадастр, то цели использования земель определяет местный совет. Изменения в кадастре производятся бесплатно, а за поправки в реестре вносится пошлина. Полномочия в присвоении и изменении категории государственным землям Москвы и Петербурга, изменение границ участков принадлежат Федеральному Правительству.
В иных случаях использование земель запаса, их перевод в другую категорию регламентируется муниципальными или региональными властями. Региональные власти могут передать права на муниципальный уровень.
ВНИМАНИЕ! Переводом участков относящихся к районным или городским территориям, другим населенным пунктам занимается местная власть, если земли находились в их пределах до 05.01.2005.
Следует отметить, что изменения относительно поселковых, внутригородских участков проводится решением местных органов власти. Землями распоряжается муниципалитет. Владельцы и собственники участков не участвуют в решении вопроса.
Правила относятся к регионам, где земли не разделены между федеральными и региональными властями. Если разделение существует, то неиспользуемые земли находятся в распоряжении соответственного органа власти.
Перечень территорий
Количество их ограничивается:
- Уже существующими землями запаса.
- Территориями населенных пунктов.
- Участками, на которых находятся коммуникационные, транспортные, промышленные, космические, оборонные и прочие объекты.
- Территориями лесов.
- Областями, на которых находятся водные объекты.
- Сельскохозяйственными угодьями.
Классификатор целей использования земель дает полный перечень вариантов использования участков по каждой категории:
- Назначение возводимых построек.
- Если рассматривается вопрос о садоводческих и дачных товариществах, то описываются правила использования общей территории и каждого участка в отдельности.
В рамках присвоенной категории допускается эксплуатация земель по одному из разрешенных видов использования. Дополнительного разрешения в данном случае не требуется.
Инструкция по переводу
Изменение категорий производится практически идентично. Особенности изменения следствие предыдущей категории участка. Для земель запаса необходимо выполнить предварительное формирование участка. Что такое формирование участка?
- Формирование участка требует участие кадастрового инженера, который зафиксирует границы земельного участка. Услуги инженеров оплачиваются лицом, имеющим допуск на оформление соответствующих документов.
- Составление плана расположения на местности участка.
- Внесение участка в кадастр.
Земли запаса подлежат государственному учету, но не имеют согласованных границ участков с другими владельцами. Местности, на которых не разрешено формирование участков:
- Территории, пересекающие границы городов, поселков и других населенных пунктов.
- К землям относятся находящиеся под охраной области с водными объектами, лесами и пр.
Сформированный участок не должен нарушать градостроительный регламент своими размерами и целевым использованием. Для изменения категории нужно подать заявление и собранные документы. Содержание ходатайства:
- Сведения из кадастрового паспорта.
- Сведения о категории (изначальной и желаемой).
- Актуальные выписки из реестра, которыми удостоверяется отсутствие правообладателя, форма собственности, в которой находятся земли.
- . Копия паспорта.
- Копия паспорта представителя и доверенности.
- Выписка из реестра, удостоверяющая отсутствие прав на участок.
Все собранные документы используются для проведения государственной экологической экспертизы. В большинстве случаев земли запаса не существовали как земельные участки, поэтому изменять категорию не нужно. Они получают свою начальную категорию решением в виде акта перед обозначением границ участков.
Возможные трудности
Зачастую проблемы возникают, если запользованная земля меняет владельца. Заявление подается в соответствующий орган, где проверяются все приобщенные документы и само заявление. В принятии заявления может быть отказано в случае:
- Отсутствует один или несколько необходимых документов.
- Документ не правильно оформлен, не соответствует законодательству.
- Документы подает лицо, не имеющее соответствующих прав. Не редко документы предоставляются на правах доверенных лиц.
При возникновении оснований для отказа ответ дается в течение 30 суток. Федеральные власти принимают решение в течение 3 месяцев. Региональным властям дается срок не более 2 месяцев.
При смене категории решение выдается в виде акта. В акте описаны размеры участка, кадастровый номер, адрес, присвоенная и начальная категории.
Отказ может быть получен из-за ограничения, установленного законом, при нарушении регламента градостроительства и при соответствующем заключении экологической экспертизы. Отказ может быть обжалован в суде.