В результате муниципальной реформы в начале нулевых, в России значительно поменялась структура и принципы организации самоуправления в Российской Федерации, появилось понятие межселенной территории.
В данной статье попробуем разобраться в понятии «межселенная территория», в каких случаях она возникает, причины её возникновения, каковы условия её существования. Каковы законодательные акты и нормы применимые к этим регионам. Попробуем разобраться с их проблемами, которые возникли в результате муниципальной реформы и способами их решений.
Определение межселенной территории
Законы обычно определяют термины и понятия чётко и лаконично, но человеку несведущему сразу достаточно сложно разобраться о чём идёт речь, да и возникает много дополнительных вопросов, ответы на которые в самом определении никак не отражаются. Попробуем объяснить на пальцах, что подразумевается под понятием межселенная территория.
Итак, в результате муниципальной реформы, территория Российской Федерации поделена на субъекты, к ним относятся: области, края, республики, автономные округа и т. д. Они, в свою очередь, делятся на муниципальные образования, где уже и возможно местное самоуправление. Согласно законам самоуправление в Российской федерации возможно только в муниципальных образованиях. Муниципальные образования, согласно трактовке закона, бывают пяти видов:
- Сельское поселение,
- Городское поселение,
- Муниципальный район,
- Городской округ,
- Внутригородская территория города федерального значения.
В нашем случае нас интересует муниципальный район — это совокупность нескольких сельских и городских поселений, а также межселенных территорий. То есть, говоря простым языком, межселенная территория — это площади между сельскими и городскими поселениями в составе одного муниципального района. В большинстве случаев они служат плацдармами для развития городов и поселений, реализации различных инфраструктурных проектов или площадями, используемыми Министерством Обороны РФ.
Где может возникнуть межселенная территория
Признаки возникновения межселенных территорий заложены в законе об организации местного самоуправления. Такой статус земля может получить только в субъектах с низкой плотностью населения, ниже более чем в 3 раза среднего по России. По состоянию на 2018 год средняя плотность населения в Российской Федерации составляет 8,57 чел/км кв..
Однако такие муниципальные районы не выбираются простым вычислением, по данным, найденным в интернете или даже в официальных источниках. Список муниципальных районов, которые являются областями с низкой плотностью населения, утверждается решением правительства РФ. Изменение или исправления в этот документ могут вноситься не чаще чем раз в 5 лет, по просьбе субъектов Российской Федерации и других органов местного самоуправления. А также может возникнуть на площадях упраздняемых населённых пунктов в результате отсутствия населения в этих районах или в результате масштабных инфраструктурных проектов.
Организация местного самоуправления на межселенных территориях
Организация местного самоуправления на таких просторах нерациональна и порой просто невозможна. Поэтому все решения по эксплуатации, содержанию инфраструктуры и прочих вопросов местного самоуправления решаются в администрации муниципального района в который входит межселенная территория. Бюджет расходная и доходная часть определяются в муниципальном районе, к которому принадлежит «межселенка». Поэтому и все вопросы, которые могут возникнуть при использовании или регистрации земель решаются в администрациях муниципальных районов.
Проблемы межселенных территорий
- Наличия «межселенки» даже в регионах с высокой плотностью населения, из-за муниципальной реформы не все регионы учли свои географические особенности и отсутствие населения на обширных площадях (такая ситуация возникла, например, в Ингушетии), в связи с этим возникают проблемы с самоуправлением в этих районах.
- Отсутствие чётких требований по определению границ межселенных участков приводит к тому, что границы определяются общественным мнением.
- В областях богатых полезными ископаемыми, которые зачастую относятся к нашим землям, доходы от деятельности добывающих компаний уходят в муниципальный район, а не ближайший посёлок несущий всю нагрузку по осуществлению хозяйственной деятельности возле месторождения.
- На «межселенке» нельзя оформить стандартную форму прописки, характерные для коренных народов, что исключает получение ими социальных гарантий.
- Отсутствие эффективности по использованию площадей, т. к. управление осуществляется районом и гражданами, не имеющими никаких связей с этими землями.
Резюмируя, можно сказать, что наличие межселенных территорий для такой страны, как Россия, конечно, необходимо. Однако организация управления и развития этих площадей создаёт много проблем различной направленности и практика внедрения пока ещё не выработала никаких эффективных решений. В значительной части проблемы управления межселенными территориями связаны со слаборазвитой инфраструктурой на огромных, практически нежилых просторах страны.